Сообщество взрослых усыновленных

Previous Entry Поделиться Next Entry
Тайна усыновления в истории
bw
gelievna wrote in usynovlen

Моя статья, опубликованная в журнале «Дети дома», № 3 (20), май – июнь 2011

Тайна усыновления в исторической ретроспективе.
Взгляд через время

Перед усыновлением будущим приемным родителям приходится решить для себя некоторые важные вопросы, в том числе такой сложный, как - хранить ли тайну. Причем, тайна эта имеет два аспекта: сокрытие факта усыновления от окружающих и тайна от самого ребенка.

В последние годы все чаще семьи решают растить приемного ребенка без лишних секретов. Нередко в семьях возникают споры (особенно с представителями старшего поколения), в которых звучат тезисы такого типа: «Тайное усыновление – это традиционно для России, а без тайны – западная мода. Для нас это не подходит!»

Давайте пока оставим в стороне психологическую составляющую такого решения и попробуем разобраться – как именно воспринималось усыновление на протяжении истории, и так ли уж характерна для него тайна.


Начиная с древности

При родовом строе, с одной стороны, человеку было очень сложно выжить одному, без семьи, быть изгоем, а с другой – род, чтобы устоять, должен быть сильным и многочисленным. В связи с этим усыновления были довольно широко распространены. Причем усыновления и детей, и взрослых мужчин и женщин.

При этом очень важен был религиозный аспект. Необходимо был задобрить богов рода или «обмануть» их, представив чужого как кровного сородича. Поэтому ритуалы усыновления часто в какой-то мере имитировали роды или кормление грудью. Ритуалы были торжественными, в присутствии всех членов общины.

В более поздние времена усыновление стали напрямую связывать  с наследованием  имущества и прав, усыновление заменяло завещание. Для гарантии действительности усыновления к нему привлекались другие члены общины, и процесс происходил при общем обсуждении.

Известны случаи, когда императорами Древнего Рима становились приемные сыновья. При этом усыновлялся не ребенок, а самостоятельный человек, который становился главой другого рода. Детей во времена античности усыновляли редко.

В Европе после падения Римской империи усыновление не приветствовалось. Правящая династия, не имеющая наследника, замещалась другой. Усыновление стало затруднительным и редким. Иногда оно основывалось на контракте – наследование в обмен на заботу об усыновителе в старости.

Церковью стали создаваться приюты для подкидышей и сирот. Позже, под руководством активистов социального обеспечения, приюты начали продвигать усыновления, основанные не на контракте, а на чувстве.


Усыновления в  США


В начале 20-го века у сотрудников американских агентств по усыновлению не вызывало сомнений, что усыновители должны иметь доступ ко всей имеющейся информации о сироте, чтобы правильно подойти к его воспитанию и позже дать выросшему ребенку возможность узнать о своих предках.

После Второй мировой войны и изменения нравов, втрое увеличилось число внебрачных детей.  Одновременно ученые стали все больше говорить о доминирующей роли воспитания, о его преобладании над генетически заложенными качествами. Усыновление становилось все более очевидным решением и для не состоящих в браке женщин, и для бесплодных пар. Это привело к появлению американской модели тайного усыновления, когда прекращались права кровных родителей, и в глазах закона этими родителями становились усыновители. К началу 1950-х информация об усыновлении и первоначальные записи о регистрации рождения стали закрытыми. Предполагалось, что сохранение анонимности гарантирует биологическим родителям возможность спокойно жить своей жизнью, а детям расти в стабильных семьях. Причем усыновители смогут представлять усыновленного ребенка как своего собственного.

Американская модель усыновления распространялась и на другие страны. Сегодня США остаются лидером по количеству усыновленных – там воспитывается самое большое число приемных детей.


В 1970-х и 1980-х годах вновь заговорили о необходимости более открытого подхода к усыновлению. Среди детей, нуждающихся в усыновлении, стало меньше малышей грудного возраста. Начало развиваться движение в защиту прав всех участников усыновительной триады. Оказалось, что попытки защитить так называемые наилучшие интересы усыновленных детей путем отрицания и сокрытия их прошлого, не дали желаемых результатов.

Многие из выросших усыновленных говорили потом, что в момент, когда они узнали о своем усыновлении, они испытывали чувства гнева и стыда и, как следствие, перестали доверять близким им людям.

Если факт усыновления оставался тайной, усыновленные дети часто приходили к выводу, что что-то в их семьях было неправильным или неестественным, или – что еще хуже – что они сами были нежеланными, плохими детьми. 

Начиная с 1950-х годов, профессионалы в сфере усыновления стали рекомендовать усыновителям рассказывать детям о том, что они были усыновлены. Сегодня большинство усыновленных детей владеют той или иной информацией о своих биологических семьях, а в некоторых случаях даже поддерживают с ними контакты. Открытость в вопросе усыновления никак не уменьшила их любовь и преданность к усыновителям. Наоборот, их связь с усыновительными семьями стала еще сильнее на прочном фундаменте честности и взаимного доверия.


Усыновления в России

В российском дореволюционном законодательстве тайна усыновления не была предусмотрена. Суды проходили открыто. Само усыновление зависело от сословия приемных родителей, а фамилию усыновленному можно было передать, только если он не пользовался большими правами состояния сравнительно с усыновителем. Передача потомственным дворянином своей фамилии усыновленному была возможна только с разрешения императора.

Очень важно, что усыновленный не освобождался от обязанностей по отношению к его природным родителям и сохранял право наследования после них.



"У дверей приюта", Грибков Сергей Иванович, 1874 г.

В очерке «Приемыш», написанном Владимиром Короленко в 1890-м году, описывается встреча автора с крестьянской семьей, удочерившей девочку. Из этого произведения мы можем почерпнуть сведения и об отношении к тайне в то время.

…. Хозяйка  Дарья  Ивановна  встретила нас.
- Дочка-то как на тебя похожа,  -  сказал я,  -  только глаза да волосы посветлее.
Женщина как-то странно улыбнулась и покраснела.
- А старик муж тебе?
- Муж.  Да он и не стар еще годами-те против меня. Работа да горе! А пуще всего кручина извела его, как сынок у нас помер. Двадцатый год пойдет с филипповок, как в сыру землю Мишаньку уложили. Сколь много слез мы пролили... Детей господь батюшка больше не дал.
- А девочка эта?
- То-то вот, говоришь ты: "похожа"! А она у меня богоданная, приемыш, - сказала Дарья  Ивановна,  ласково и  как-то  серьезно гладя  рукой белокурую головку прильнувшей к ней девочки. - Да все меня, дурушка, мамкой зовет, а у нее ведь и  родная-то мать жива...  Так ту,  слышь,  долго все "чужой тетей" звала. Насилу я ее, дурочку, выучила. Грех ведь! Вот теперь две мамки у нее.
Да и у меня она тоже за двух: за дочку богоданную, да за сыночка родного, за Мишаньку...
...  Этто за рекой,  в  деревнюшке, принесла девка младенца...  Согрешила,  бедная,  да уж и муки же приняла:  в семействе и прежде у них неладно было, - мачеха лютая и то со свету сживала, а тут -  и-и, боже мой! - чего натерпелась девонька моя. Известно, мачехи-те редко хорошие живут.  По-настоящему-то рассудить,  так,  может, и тот девкин грех мачехе замаливать надо.  Потому что -  первое дело:  ейное несмотрение, второе дело:  иная девка от  невзгодья от  одного,  дома-то свету-радости не видя,  на грех пойдет.  Тоже ведь - живой человек, тоже ласки захочет. Ну, и поверит наша сестра другому подлецу. А там и плачь всю жизнь, проклинай свою девичью  долю,   непокрытую,   а  он,   хахалишко,   известно,  другую  дуру обманывает...
     Так вот и с ней.  Принесла ребеночка,  - мачеха с глаз долой согнала. В чужих людях жить,  сам знаешь,  с ребенком-те маята,  да еще все смеются, да ото всех бесчестье да попреки...  Бьется,  бедная, бьется, до того, говорит, добилась, что взять младенца на руки да в омут головой и с ребенком-те.
     Только женщина попалась ей  одна из  нашего села и  научила.  "Вот что, говорит:  Степан у  нас Федоров с  Дарьей Ивановной больно об  сыне тоскуют. Попытай им  отдать младенца.  Ежели,  говорит,  судил ей  бог судьбу,  то не иначе, что у них судьба эта находится..."
....Поклонилась она мне в ноги да у ног ребеночка положила, припала к нему, плачет.  Подняла я ее,  ребеночка принимаю;  горит у меня в руках, не знаю - брать,  не знаю -  не брать... И она-то... сама отдает, сама держит... и обе мы плачем...
     - Мамка, - тихо спросила девочка, отводя лицо от ее груди.
     - Что, Марьюшка?
     - Что ж ты не баешь. Это я была - девочка-то?
     - Ты,  ты и была,  глупая.  Уж который раз спрашивает...  Никакой ты ей сказки не сказывай,  а  все одно...  Не переслушает...  А  уж и  горя-те,  и маяты-те что я с тобой приняла!
….я ее в утробе не носила, грудью не кормила, так зато слезой изошла да сердцем переболела.  Оттого иная и  мать не любит так, что я ее,  приемыша свово, люблю.


Усыновление после революции 1917-го года.


После 1917-го года число сирот резко возросло в связи с гражданской войной, появлением массы беженцев. Основной формой устройства сирот стали детские учреждения разных форм (трудовые колонии, детские коммуны, пионерские дома).

В 1918-м году был принят Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Статья 183 КЗАГС гласила : «С момента вступления в силу настоящего закона не допускается усыновление ни своих родных, ни чужих детей». Необходимость такой меры обосновывалась властью тем, что усыновление могло стать прикрытием эксплуатации детского труда, а также предоставляло возможность обойти Декрет об отмене наследования, предусматривающий поступление имущества умершего в собственность государства при отсутствии нуждающихся нетрудоспособных родственников.

К 1926-му году был разработан новый Кодекс законов о браке, семье и опеке, в котором снова появился раздел о возможности усыновления.

В мае 1935 года детские трудовые колонии, а также приемники-распределители передали под юрисдикцию НКВД. Некоторые специалисты считают, что появление в дальнейшем тайны усыновления было следствием периода сталинских репрессий, когда огромное число детей осталось сиротами. Многих из них передавали в детские дома с прочерками вместо сведений о родителях в документах, многим меняли фамилии, братьев и сестер разделяли. От детей требовали отказаться от своих родителей и забыть о них. В детдомах над детьми «врагов народа» издевались, поэтому нередко они сбегали и пополняли ряды беспризорников. В 1938 году НКВД все же разрешил передавать детей репрессированных родителей в семьи благонадежных родственников.

Институт усыновления стал еще важнее во время Великой Отечественной Войны, когда число сирот еще более возросло, и в то же время появилось много семей и одиноких людей, потерявших своих детей. В 1943 году был опубликован Указ ПВС «Об усыновлении», по которому усыновители могли быть записаны в актовых книгах о рождении в качестве родителей усыновленного. Таким образом обеспечивалась тайна усыновления, а связь усыновленного и его кровных родителей прекращалась.


В Кодексе о браке и семье 1969 года был закреплен запрет сообщать кому-либо сведения об усыновлении против воли усыновителей, разрешалось изменять не только фамилию, имя и отчество ребенка, но и место, и дату его рождения. Это положение сохраняется до сих пор, причиняя немало проблем тысячам усыновленных и их потомкам, которые пытаются узнать правду, отыскать хоть какие-то сведения о своих родителях, дедах и прадедах.

Мы видим, что в  контексте мировой истории законы о тайне усыновления существуют относительно недолго. И я, как и многие другие усыновленные, надеюсь, что традиция сохранения от ребенка тайны его происхождения постепенно уйдет в прошлое.

Марина Трубицкая,
создатель сообщества взрослых усыновленных: http://usynovlen.livejournal.com/



Литература:


  • 1
Спасибо! Очень интересно

Спасибо. Очень позновательно. Рада была узнать, что тайна усыновления это все-таки скорее исключение, чем правило.

Дополнение к теме:
Усыновление в Исламе

Усыновление, влекущее изменение родословной человека, в Исламе запрещено. Однако мусульманам разрешено усыновлять ребёнка в смысле оформления опекунства над ним, чтобы обеспечить заботу о его физическом и духовном развитии.
Всевышний в Коране сказал (смысл): «…и не сделал ваших приёмных сыновей вашими сыновьями. Это – только слово в ваших устах, а Аллах говорит [только] истину, Он и направляет на путь истинный…» (сура «аль-Ахзаб», аят 4).

В пятом аяте этой же суры Аллах говорит (смысл): «Зовите их [приёмных детей] по именам их отцов, это – более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими воспитанниками …» (сура «аль-Ахзаб», аят 5).
....
Согласно Исламу для опеки чужого ребёнка есть ряд условий, которые необходимо соблюдать:

1. Сохранение имени (то есть отчества и фамилии) ребёнка, чтоб он знал, кто его настоящие родители.

http://www.islam.ru/content/veroeshenie/usinovlenie_v_islame

Тайна усыновления в истории

Пользователь change_one_life сослался на вашу запись «Тайна усыновления в истории» в контексте: [...] Оригинал взят у в Тайна усыновления в истории [...]

Историческая справка

В архивных матриалах НОБФ "Приют детства" некоторые цитаты из дореволюционного законодательства, когда тайны усыновления не было.
http://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=adopt&trd=17078

Смотрю, статью написали по материалам статьи и сообщества:
22.07.2014
http://www.miloserdie.ru/articles/bolshoj-sekret-dlya-malenkoj-pochemu-ne-rabotaet-zakon-o-tajne-usynovleniya

"...Извращения в деле содержания и перевоспитания детей репрессированных..."
http://allin777.livejournal.com/354630.html

  • 1
?

Log in